Цели урока:
Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; учить определять характер героя по его внутреннему монологу; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Ход урока:
Сегодня у нас особый урок внеклассного чтения, потому что мы откроем для себя новое имя в нашей литературе. Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: «Что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?» На этот вопрос в конце урока должны будете ответить и вы, ребята, поработав с текстом рассказа «Мститель».
Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Он автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин. (Слайд)
Месть…Какое жесткое, страшное слово…В словаре Д.И.Ожегова оно поясняется так: Месть. Действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Слайд)
Месть…Как много стоит подчас за этими пятью буквами! Месть пьянит, лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом мучиться и раскаиваться. Не зря говорят, что впереди мести идут ненависть и гнев, разливая свой яд, а позади – раскаяние, не смея поднять глаз, наполненных слезами.
Как поступит человек: подчинится ли жажде мщенья и встанет на тропу войны или сможет побороть это разрушительное желание? Побороть это чувство мести непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может удержаться и отказаться от мести.
Познакомимся с героем рассказа В.Солоухина «Мститель», вашим ровесником, который оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы в центре внимания в рассказе В.Солоухина «Мститель».
Разделите рассказ на смысловые части и каждую часть озаглавьте.
В результате обсуждения в классе получился план: (Слайд)
1 часть- Удар в спину.
2 часть - Желание отомстить.
3 часть - Несостоявшаяся месть.
- Какое настроение у героя в начале рассказа?
Почему?
Ответ подтвердить текстом...
Полный текст материала можно скачать с сервера.
|